КОДЕКС профессиональной этики педагогических работников

1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска (далее по тексту – Кодекс) разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности.

1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции.

1.3. Целями Кодекса являются:

  • установление единых норм поведения педагогических работников в колледже;
  • укрепление авторитета педагогических работников в колледже и в обществе;
  • обеспечение права педагогических работников колледжа на справедливое и объективное расследование нарушений ими норм профессиональной этики.

         1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

 

2. Основные термины и понятия

         Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия:

         2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию студентов и (или) организации учебной и воспитательной деятельности.

         2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и правил поведения, действующая в отношениях работника со студентами, их родителями (законными представителями) и другими работниками колледжа.

         2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, не причинение физических страданий и недопустимость унижения человеческого достоинства.

         2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов колледжа.

         2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение педагогического работника к участникам образовательного процесса.

         2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение умениями и навыками, необходимыми ему для эффективное деятельности.

         2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за совершенные поступки, действия (бездействие).

2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или мнениям участников образовательного процесса.

2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса.

2.10. Аморальный проступок – виновное деяние (действие или бездействие) педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее нормы морали и нравственности, а равно способствующее совершению таких деяний со стороны студентов, отрицательно влияющее на выполнение им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников перед студентами и (или) их родителями (законными представителями).

2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано платить обычную цену.

         2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами студента, родителей или законных представителей несовершеннолетнего студента.

 

3. Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника

         3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

         3.2. Принципами профессионального поведения  педагогического работника являются: гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность.

         3.3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному согласию студентов.

         3.4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.

         3.5. Педагогический работник дорожит совей репутацией и добрым именем колледжа, подает своим поведением положительный пример всем участникам образовательного процесса.

         3.6. Педагогический работник соблюдает правил русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.

         3.7. педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех студентов независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных убеждений, материального положения.

         3.8. Педагогический работник уважает честь и достоинство студентов и других участников  образовательных отношений, защищает студентов от любых форм проявления жесткости и унижения.

         3.9. Педагогический работник стремится к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у студентов, к укреплению в них веры в собственные силы, развивает у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового и безопасного образа жизни.

         3.10. В свое профессиональной деятельности педагогический работник:

  • учитывает особенности психофизического развития студентов и состояния их здоровья;
  • применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

         3.11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие в исследовании.

         3.12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости оказывать им профессиональную помощь и поддержку.

         3.13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

         3.14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии студентов и их родителей (законных представителей).

         3.15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей при их добровольном согласии.

         3.16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) студента в выборе формы получения образования, в защите прав и интересов студента, в участии в управлении колледжем.

         3.17. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу.

         3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования студентов.

         3.19. Педагогический работник хранит в тайне информацию о студентах, доверенную ему участниками образовательного процесса, в т.ч. высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

         3.20. Педагогический работник не вступает со студентами в финансовые отношения.

 

4. Требования к внешнему виду педагогического работника

         4.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

         4.2. Приходя на занятия, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия.

         Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений со студентами. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка.

         Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий, темно-бордовый. Рубашки и блузки могут быть пастельных тонов.

         4.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии.

         4.4. Обувь предпочтительнее закрытая, для женщины – на невысоком каблуке.

         4.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.

         4.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должны быть нейтральных тонов.

         4.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела.

         4.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.

         4.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикулирование должны быть доброжелательными и располагающими к себе.

 

5. Конфликт интересов

         5.1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы колледжа бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.

         5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у него может возникнуть конфликт интересов.

         5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен проинформировать об этом своего непосредственного руководителя.

         5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть получение педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.

5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:

  • за совершение каких-либо действий (бездействий), связанных с выполнением трудовых функций;
  • стоимостью свыше трех тысяч рублей;
  • в виде денег или денежных эквивалентов;
  • в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.

         5.6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов учреждения в личных целях может привести к конфликту интересов.

 

6. Ответственность за нарушение положений Кодекса

         6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев оценки его профессиональной деятельности.

         6.2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом колледжа, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

         6.3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работников, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

         6.4. При наличии в действиях (бездействиях) признаков аморального проступка педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодекс разработал:

 

Специалист по персоналу                                                   Г.Е. Канцурова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

         1. Юрисконсульт:

                   ________________________                           ___________________

                                      (Ф.И.О.)                                          (подпись)