Методические рекомендации для образовательных организаций по организации обучения лиц с НОДА

admin ср, 10/14/2020 - 12:37

БПОО КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска

 

                                                      Организация в общеобразовательных организациях системы профессионального ориентирования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Черкесск

2020

 

Основы профессиональной ориентации обучающихся

Система профориентации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в нашей стране находится на стадии ста-новления. Для того чтобы выпускник профессиональных учебных заведе-ний, имеющий ограничения физического здоровья, был успешен в жизни

 

  • конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы про-фессионального ориентирования.

 

  • качестве преимущественного вида обучения детей с НОДА предус-мотрена их интеграция в общеобразовательные учреждения. Это обстоя-тельство существенно меняет систему коррекционного образования – об-щеобразовательная школа стала частью специального образования детей

 

  • НОДА. Для того чтобы интегрированное обучение было не формальным, а направленным на благо ребенка с нарушениями в развитии, его лучшую социализацию в общество, в массовом образовательном учреждении необ-ходимо создавать специальные образовательные условия, в том числе для обеспечения профессиональной направленности.

 

Для создания благоприятных образовательных условий необходимо, чтобы педагогический коллектив учреждения, в том числе управленческие кадры, обладали необходимыми знаниями, умениями и навыками для рабо-ты с данной категорией обучающихся, соответствовали высокой квалифи-кации, имели практический опыт, в том числе в области профессиональной направленности.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 де-кабря 2012 года № 273 содержит положения о профессиональной ориента-ции обучающихся, согласно которым:

 

а) детям, испытывающим трудности в освоении основных образова-тельных программ, развития и социальной адаптации, в центрах

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ока-зывается помощь, в том числе – в профориентации и получении про-фессии (ст. 42.2);

                                                              б) среднее общее образование (ССО) направлено на дальнейшее ста-новление и формирование личности обучающегося; развитие у него интереса к познанию и творческих способностей; формированию навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индиви-дуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; подготовку обучающегося к жизни в обществе; самостоятельному жизненному выбору; продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66.3);

                                                              в) дополнительное образование (ДО) детей направленно, в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (75.1).

 

Социализацией лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата яв-ляется подготовка к сознательному выбору профессии. Готовность к со-знательному выбору профессии определяется информированностью обу-чающихся с нарушениями движений о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, а также умением пра-вильно оценивать свои физические, психологические и интеллектуальные данные для овладения избранной специальностью.

 

Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся

 

  • двигательными нарушениями было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональ-ной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки своих пси-хофизиологических особенностей.

 

  • современной психологии выделены следующие возрастные этапы, когда с детьми можно начинать профориентационную работу: младший школьный возраст – 7–10 лет, средний школьный возраст – 11–13 лет, пер-вый старший школьный возраст – 14–16 лет, второй старший школьный возраст 16–18 лет. Каждый из перечисленных возрастных этапов имеет свои цели и содержание профориентационной работы.

Для решения вопроса о профессиональном будущем каждого обучаю-щегося с нарушениями движений необходимы диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков.

 

  • процессе решения проблемы сознательного выбора профессии обу-чающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует иметь
  • виду необходимость разработки комплексного подхода к профориента-ционной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья и личных качеств обучающихся.

 

Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с на-рушениями движений позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индиви-дуальная и/или групповая работа.

Профориентационный подход подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школы, различных психологических цен-тров (медико-социально-психологические, центры занятости, центры про-фориентации молодежи и др.), клубов и домов технического творчества, профессиональных учебных заведений, общественных организаций, пра-воохранительных органов (работающих с молодежью), средств массовой информации и т.п. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необ-ходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс специалистов и родителей. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.

Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами медицинской диагностики, психодиагностики, имеющими-ся в личном деле обучающегося с двигательными нарушениями.

Профессиональное ориентирование детей с нарушениями движений необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс не только различных специалистов, но и родителей. Семья оказывает большое вли-яние на формирование ребенка, на его потребности в деятельности. Если родители ориентированы на максимальное развитие своего ребенка с про-блемами движений, то и у ребенка формируется мотивация на восприятие себя практически здоровым, на желание общаться в кругу сверстников, за-ниматься спортом, достойно учиться и приобрести профессию.

 

  1. Проблема подготовки к профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Проблема подготовки обучающихся с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата к личностному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной, что обусловлено несколькими обстоятельствами.

 

  1. Необходимостью реализации ФГОС, одной из стратегических це-лей которого является готовность выпускника с нарушениями опор-но-двигательного аппарата основной школы к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов, реально связанных с показателями профессионального самоопреде-ления личности старшеклассников.

 

  1. Отсутствием системы развития персонала предприятий, утратой прежних связей между профессиональным образованием и профес-сиональным трудом.

 

  1. Нарушением адекватного соотношения общего и профессионально-го образования и рядом других.

 

  1. Дети с НОДА недостаточно информированы о состоянии рынка труда, содержании профессий и об образовательных услугах, пред-лагаемых образовательными организациями среднего профессио-нального и высшего образования.

 

  1. Существуют психологические барьеры, препятствующие получе-нию желаемого профессионального образования. Таким детям за-частую свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных на-мерений в связи с состоянием здоровья, общая пассивность и дру-гие личностные особенности. Для части обучающихся с НОДА ха-рактерна заниженная самооценка состояния собственного здоровья, низкий уровень притязаний, а также нежелание думать о будущем, что является своеобразным проявлением психологической защиты. Но для другой части - характерна и недооценка тяжести своего за-болевания, когда подросток считает себя вполне здоровым либо убежден, что вскоре полностью излечится. При этом некоторые юноши планируют реализовать себя в недостижимой по физическим возможностям профессии (летчик, геолог, спасатель и т.д.), а некоторые девушки стремятся побыстрее выйти замуж, не заду-мываясь о возможной трудовой деятельности.

 

  1. Нередко у обучающихся с НОДА, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склон-ность к потребительскому отношению к жизни, отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции. Такое отношение к собственной личности мешает обучающемуся успешно реализоваться.

 

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость ко-торых препятствует профессиональной интеграции в общество выпускни-ков с НОДА.

 

Диапазон различий в развитии детей и подростков с нарушениями дви-жений чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, ис-пытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вме-сте с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся

 

  • адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образо-вания.

Формирование у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата профессионального выбора и мотивации к деятельности должно быть адекватно их возможностям, так как присутствуют трудности следу-ющего характера:

 

––из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточ-но сформированы представления о видах профессиональной деятель-ности;

 

––ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

 

––составление профессиональных планов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих полу-чить избранную профессию.

 

Существуют проблемы, характерные для профессионального самоопре-деления обучающихся с двигательной патологией:

 

  1. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здо-ровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представ-ления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономиче-скими периодами развития страны. Родители могут деформиро-вать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к под-ростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональ-ной деятельности.

 

  1. Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы об-щественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направ-лено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого. Суще-ственное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образо-вания.

 

Профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как за-прос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям – становится важнейшим условием успешного освоения про-фессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентноспособного профессионала, благополучия его семьи.

 

По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основ-ном специалисты сферы услуг. В последние годы старшеклассники с дви-гательными нарушениями на первое место ставят профессии юриста, эко-номиста, менеджера. Большинство выпускников с нарушениями движений не имеют ясной профессиональной перспективы и находятся в состоянии ярко выраженного стресса, связанного с выбором дальнейшего професси-онального пути. Трудности выбора обусловлены во многом физическими, личностными проблемами, неосведомленностью об основах самопознания

 

  • личностного роста, завышением или занижением родителями возможно-стей своих детей.

Без решения этих вопросов невозможен обоснованный выбор про-фессии и успешная социальная адаптация лиц с проблемами движений (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Профессиональный выбор выпускников с двигательными нарушениями

 

Причины

9 кл. (%)

11 кл. (%)

 

Не знаю, как выбирать

7,3

4

 

Мало знаю о профессиях

11,6

5,2

 

Не знаю о своих способностях

12

6,8

 

и склонностях

 

 

 

 

Не знаю о востребованных

5,7

5,9

 

профессиях

 

 

 

 

Затрудняюсь ответить

22,2

19,1

 

 

Самопознание и рефлексия относятся к базовым понятиям и явлениям, которые во многом определяют характер профессиональных предпочтений обучающегося с двигательными нарушениями, а также определяют сфор-мированность универсальных учебных действий (ФГОС).

Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности до-стигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие проблемного поля, соотнесе-ние его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельно-сти, организация рефлексивной социально-образовательной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников образовательного процесса в процесс профсамоопределения, что существенно повышает значимость и эффективность обучения. В результате, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объ-еме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллектив-ного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта – того, что способствует дости-жению высоких результатов в деятельности (В.А. Метаева).

На основе результатов современных исследований (В.Ф. Сафин, Е.А. Кострюкова, С.Н. Чистякова и др.) определены показатели профсамо-определения: 1) ценностные ориентации школьников; 2) мотивы; 3) умения самопознания; 4) учебная рефлексия, рефлексия в общении; 5) самооценка;

 

  1. предметные интересы.

 

Значительную роль в решении проблем профсамоопределения и адап-тации лиц с двигательными нарушениями к сложившейся социально-эко-номической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

 

По мнению исследователей С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др., профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, кото-рые рассматриваются как система взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая фи-зическим, психологическим и личностным особенностям и запросам рынка труда.

 

  • решении этой проблемы существенную роль должна сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профес-сиональной ориентации и профессиональному самоопределению обра-зовательной организации для обучающихся с НОДА, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному разви-тию учеников, формированию у них способности соотносить свои инди-видуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии и общества в целом, помогающая развивать навыки самопре-зентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной

 

  • профессиональной адаптации.

 

Основной целью профориентационной работы является постепенное формирование у воспитанников с НОДА внутренней готовности самостоя-тельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспек-тивы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), актуализация профессионального самоопределения обучающихся посред-ством расширения границ самопознания.

 

Профориентационная работа будет эффективной при условии включе-ния в нее не только школьников и педагогов, но и родителей. С этой целью

 

  • образовательной организации для обучающихся с НОДА должны прово-диться следующие мероприятия:

––обязательные родительские собрания профориентационной направ-ленности в выпускных классах;

––подбор литературы с рекомендациями по выбору профессии для де-тей с НОДА;

––знакомство родителей с образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования субъекта, Российской Фе-дерации;

––постоянно-действующий информационный стенд, на котором разме-щены рекомендации профориентационной направленности.

 

Планируя профориентационную работу образовательной организации для обучающихся с НОДА, необходимо учитывать стадии профессиональ-ного самосознания, возрастные особенности обучающихся, а так же осо-бенности развития и воспитания детей с нарушением опорно-двигатель-ного аппарата.

 

Структура профориентационных занятий в начальных классах осно-вывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для второго и для четвертого классов (занятия по про-фориентации нецелесообразно начинать с первого класса, так как в течение этого периода происходит адаптация не только к требованиям школы, но

 

  • к жизни в интернате). Необходимо рассмотреть эти особенности, что-бы понять обоснованность использования тех или иных методов работы. Обучающиеся вторых, третьих классов при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, харак-теризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, от-нести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Младшеклассникам с диагно-зом НОДА особо трудно «дается» понимание и установление причинно-следственных связей (от причины он еще может вывести следствие, но от следствия – к причине – сложно). Например, вопрос: «Почему засохло рас-тение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?» Именно поэтому в процессе планирования профориентацион-ного занятия важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы обучающиеся форму-лировали представление о профессии на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за ком-пьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгал-тер. Вспомни наше занятие!» Здоровые дети в этом возрасте запоминают механически, у детей с НОДА механическая память в большинстве случаев недостаточно развита, поэтому важно развивать осмысленное запомина-ние. Внимание еще неустойчиво, дети легко отвлекаются, быстро утомля-ются. Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании за-нятия на познавательных интересах детей, на том, что им действительно интересно. А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое, причем смена деятельности должна присутствовать на каждом занятии, что способствует поддержанию интереса и развитию мотивации.

 

  • ребят начальных классов только начинает складывать интерес к про-фессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их инте-ресов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовлетворение.

 

Возрастные и психологические особенности младших школьников по-зволяют уже со 2-го класса проводить определенную работу по расшире-нию их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными про-фессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

 

Основное отличие профориентационных занятий в 5–8-х классах от профориентационных занятий в младшей школе заключается не только

  • увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации про-цесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение. В связи с изменением общей цели меняется и структура профо-риентационного занятия для подростков, хотя общие компоненты и оста-ются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, тем не менее, внутри самого занятия меняются акценты.

 

Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь стоит задача не толь-ко представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но и: 

––время профессионального развития, ограничения и профессионально важные качества, направления карьерного роста;

––важно связать описание профессии с учебными предметами; ––немаловажен вопрос заработной платы; ––места профессии на рынке труда; ––имиджа профессии;

 

––более подробной, чем в начальных классах, истории возникновения профессии.

 

Во-вторых, на этом этапе особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и тре-бований профессии к человеку.

 

Структура профориентационных занятий в 5–8-х классах более обуслов-лена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития обучающихся и позволяли подросткам реализовать потребность

 

  • общении.

 

  • 9–12-х классах у многих обучающихся с НОДА появляется страх не стать кем-то или стать не тем, кем надо. Очень важно в этот период объ-яснить школьникам то, что за свою жизнь человек способен освоить не-сколько профессий и осознание неправильного выбора не должно стать жизненной драмой. В этот период возникают вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои от-ношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей базовой семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что ча-сто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее. У воспитанников интерната для детей с НОДА эти процессы про-исходят более остро, чем у обычных школьников, так как период любой адаптации они проходят гораздо медленнее и тяжелее, чем здоровые дети, постоянно живущие в семьях. Такая инфантильно-тревожная установка приводит к затормаживанию развития профессионального самопознания. Именно поэтому профориентационные занятия для старшеклассников обо-разовательных организаций для обучающихся с НОДА обязательно вклю-чают в себя упражнения, целью которых является развитие позитивного восприятия мира и собственной личности, а также формирование и закре-пление навыков уверенного поведения в социуме.

 

Общей целью профориентационных занятий в старших классах являет-ся создание условий для активизации профессионального самоопределе-ния. Все занятия должны моделировать те или иные ситуации, связанные

 

  • профессиональным выбором: осмысление своих профессиональных мо-тивов, соотнесение своих возможностей с требованиями профессии и осоз-нание имеющихся и предъявляемых болезнью ограничений, а также анализ рынка труда. Формальная структура занятия остается прежней, но теперь акцент сделан именно на развитии компетенций, необходимых для осмыс-ленного и обоснованного профессионального выбора. Именно профориен-тационные занятия могут содействовать осмысленному выбору воспитан-никами интерната своего профессионального пути.

 

Одна из главных целей системы профориентационной работы – опти-мизация процесса выбора профессии в соответствии с физическими воз-можностями, психологическими особенностями и личными предпочтения-ми лиц с проблемами движений, а также потребностями рынка труда.

 

  • помощью профориентационной работы в образовательном учрежде-нии у обучающихся с нарушениями движений расширяются знания о са-мих профессиях, выбор профессии становится более осознанным.

 

 

  1. Основные составляющие профориентации с лицами

 

  • инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

 

Важным вопросом, волнующим специалистов, занимающихся профо-риентацией, является составляющие профориентации с лицами с инвалид-ностью и ограниченными возможностями здоровья.

 

Профессиональная ориентация детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает следующие виды работы:

 

  1. анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии раз-личных нарушений в психическом здоровье);

 

  1. психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обу-чения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

 

  1. социально-психологическое консультирование, помогающее под-ростку с нарушениями опорно-двигательного аппарата включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Подросток с опорно-двигательного аппарата имеет индивидуаль-ные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию

 

  • самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходи-мым условием профессиональной ориентации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата является их желание получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обуслов-ленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятель-ности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространен-ной чертой подростков с с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в ходе профориентационной работы необходимо пред-принимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности. В профессиональной ориентации лиц с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата необходимо использовать различные формы ра-боты, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различ-ные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматери-алов. Большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов

 

  • родителей подростков с двигательной патологией.

 

  • работе с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата педагог-психолог должен придерживаться определенных принципов:

 

––умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;

 

––терпимости и уважения по отношению к лицам с нарушениями опор-но-двигательного аппарата, их надеждам и опасениям;

––безоценочного принятия суждений подростков с нарушениями опор-но-двигательного аппарата;

––готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектоло-гами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.). Необходимо учитывать, что подростки с нарушениями опорно-двигательного ап-парата очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата нужно знакомить

позитивной информации, для того чтобы эмоционально располо-жить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора про-фессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмо-ции и чувства, можно дать в середине общения.

 

Методический инструментарий для профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья под-ростка. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические

 

  • индивидуальноличностные особенности, а также перспективы развития. Важной задачей комплексной профориентации является формирование

 

  • подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата профессио-нального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможно-стям, так как они испытывают трудности следующего характера:

 

––из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятель-ности;

 

––ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

––составление профпланов затруднено из-за дефицита специализиро-ванных учебных заведений, позволяющих получить избранную про-фессию. Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, спо-собностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным со-стоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в буду-щей профессиональной деятельности.

  1. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

 

Рассмотрим модель из пяти основных этапов профориентации.

 

  1. Профессиональное просвещение предоставляет возможность озна-комления с миром профессий и их содержанием; получения сведе-ний о возможных путях приобретения различных профессий.

 

  1. Профессиональная консультация оказывается помощь в выборе ин-

 

дивидуального пути получения конкретной профессии.

Профессиональная диагностика устанавливает и изучает признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретно-го человека от требований избранной профессии.

 

  1. Профессиональный отбор помогает с помощью аппаратурных и со-циально-психологических методов устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудо-вых функций применительно к определенным группам профессий.
  2. Профессиональная адаптация является активным процессом при-способления молодежи к производству, новому социальному окру-жению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

 

Обучающиеся в профориентационной работе рассматриваются не как пассивные получатели информации о профессии, а как активные участни-ки в определении своего дальнейшего профессионального пути, так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной, двигательной.

 

По мнению С.Н. Чистяковой, «целью профориентации обучающихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом об-щественных интересов и требований рынка труда».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие личности выпускника («портрет выпускника основной школы»), где, наряду с другими характеристиками, указано требование: выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устой-чивого развития общества и природы.

 

Необходимо, чтобы профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществлялась системно и систематически в процессе об-учения, внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодей-ствия школы с другими социальными структурами: семьей, профессио-нальными учебными заведениями, предприятиями, организациями и др., для постепенного формирования внутренней готовности к самостоятель-ному и осознанному планированию, корректировки и реализации личных профессиональных планов (ЛПП).

 

  • связи с данным обстоятельством, а также с учетом физических, пси-хологических и возрастных особенностей обучающихся с нарушениями

опорно-двигательного аппарата можно рекомендовать проведение следую-щих этапов и содержание профориентационной работы в школе:

 

1–4 классы: формирование у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата ценностного отношения к труду, понима-ние его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учеб-но-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

 

5–6 классы: развитие у обучающихся с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата личностного смысла в приобретении познавательного опыта

 

  • интереса к профессиональной деятельности; представления о собствен-ных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике

 

  • культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессио-нальных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные воз-можности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельно-стью к человеку.

 

7–9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультатив-ных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное кон-сультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного за-проса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориента-циям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

10–11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррек-ция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельно-сти лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Предлагаемые этапы и содержание профориентационной работы в шко-ле возможно при проведении в образовательных учреждениях перспектив-ного планирования с учетом рекомендаций органов управления образова-нием и методического оснащения (стенды, уголки профориентации и пр.).

 

Кроме того, руководителю образовательного учреждения необходимо определить ответственного за профориентационную работу, функцио-нальные обязанности педагогических работников по выполнению про-фориентации, анализировать деятельность, осуществлять контроль. Для достижения целей профориентационной работы каждый участник образовательного процесса выполняет свои функции, обозначенные приказом администрации.

 

Для организации профориентационной работы рекомендуется исполь-зовать информационные ресурсы, что является незаменимым средством профессиональной ориентации, и документы, которые помогут образова-тельному учреждению в создании нормативно-правовой базы.

 

Выделим следующие модели организации профконсультационной по-мощи лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

 

а) профконсультант может работать в образовательной организации, непосредственно в школе, колледже, техникуме, институте, универ-ситете и в др.;

 

б) профконсультант может обслуживать несколько ближайших образо-вательных организаций, например кластер;

 

в) консультант может работать в Центре профориентации и обслужи-вать обращающихся к нему за помощью клиентов;

 

г) небольшая бригада/команда профконсультантов может работать «по вызову», оказывать разовую «массированную» помощь;

 

д) профконсультант оказывает помощь по телефону или по переписке обратившимся к нему клиентам.

 

Исходя из сказанного выше, перечислим условия успешности профори-ентационной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигатель-ного аппарата:

 

Первое условие: проведение комплексной профессиональной диагности-

 

ки: медицинской, психофизиологической, психологической, социальной.

 

Второе условие: профессиональная ориентация для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата содержит комплекс мероприятий меди-цинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и управ-ленческих, направленных на:

 

––оптимизацию процесса реабилитации;

 

––оптимизацию процесса профессиональной подготовки; ––проб в профессии; ––коррекцию;

 

––профессиональную подготовку; ––трудоустройство; ––адаптацию на рабочем месте;

 

––сопровождение карьеры молодежи данной категории.

Комплекс мероприятий выстраивается по индивидуальной траектории ребенка или молодого человека с нарушениями опорно-двигательного ап-парата, в соответствии с его медико-физиологическими, психолого-физи-ческими данными, личностными особенностями, формирующимися спо-собностями, желаниями и склонностями, а также с учетом потребности

 

  • специалистах на предприятии, рынке труда и обществе в целом. Следующее условие: ранняя включенность в трудовую деятельность. Подготовка к профессиональной ориентированности человека с наруше-

 

ниями развития начинается еще в школе. Многие специалисты, работающие

 

  • данной категорией, утверждают, что чем раньше будут начаты мероприя-тия, тем больше вероятность получить наиболее лучшие результаты;

 

Четвертое условие – непрерывность процесса профориентации в тече-ние всех лет воспитания и обучения ребенка с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата;

 

Пятое условие – сохранение единой цели работы по формированию способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям, функциональным возможно-стям в соответствии с запросами современного изменяющегося рынка труда; Шестое условие – изменение задач и содержания работы в зависимости от возраста и самоопределения, а также при необходимости проведения

 

коррекционных мероприятий обучающихся; Другое важное условие – изменение маршрута профессиональной реа-

билитации молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с формированием у подрастающего поколения профессио-нальных интересов и склонностей в соответствии с личностными способ-ностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работо-дателей предприятий и организаций. Если у индивида интеллектуальные способности сохранены, то можно говорить о разнообразном спектре для дальнейшего среднего профессионального или высшего образования в той же мере, что и касательно людей с обычным развитием.

 

Профессиональная ориентация, являясь многоаспектной системой, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиоло-гических особенностей, проведение психодиагностических и коррекцион-ных мероприятий происходит при прямом воздействии, способствующее самоопределению обучающегося или абитуриента через специально-орга-низованную деятельность, таких как общение, игра, тренинг, организация курсов по дополнительным программам, проводимым как в группе, так и индивидуально.

 

Поскольку проблема профориентации по своей сути является комплекс-ной, ее разработка может базироваться на внедряемой модели профориен-тационной работы.

 

Можно выделить следующие аспекты совместной деятельности:

––социальный;

––экономический; ––психологический; ––педагогический; ––медицинский;

––психофизиологический.

Психолого-педагогический аспект включает в себя воспитание поло-жительного отношения и готовности к трудовой деятельности, воспитание социально значимых мотивов выбора профессии, формирование профес-сиональных интересов и склонностей, изучение и оценку индивидуальных

 

  • профессиональных качеств личности, информирование о необходимых знаниях, позволяющих выбрать профессию обоснованно, оказание практи-ческой помощи при выборе профессии.

 

  • содержание организационного аспекта входят:

 

––координация профориентационных мероприятий и усилий коллекти-вов и специалистов по трудовому воспитанию и профориентации мо-лодежи, вовлечение в нее всех организаций и предприятий;

 

––контроль, анализ и корректировка работы;

 

––совершенствование материальной базы и тому подобное.

 

  1. Направления профориентационной работы

 

Выделяют следующие направления профориентационной работы:

 

––профессиональное просвещение (профинформация и профпропа-ганда);

––профессиография;

 

––профессиональная диагностика; ––профессиональная консультация; ––профессиональный подбор;

 

––профессиональная адаптация (см табл. 2).

Таблица 2

 

Основные направления профориентационной работы

 

Направления

 

Задачи

 

 

Мероприятия

 

 

 

 

 

Профессиональ-

1.

Информирование

1. Знакомство учащихся с систе-

ное просвещение

учащихся

о содержа-

мой профессионального образо-

(профинформация

нии трудовой деятель-

вания в районе, крае.

 

 

и профпропаганда)

ности,

путях

приоб-

2. Экскурсия в «Центр занято-

 

ретения

 

профессий,

сти», «Центр образования».

 

 

потребностях

 

рынка

3.

Оформление

общешкольно-

 

труда,  а  также  тре-

го стенда: “В помощь выпуск-

 

бованиях

профессий

нику”, “Куда пойти учиться”,

 

к индивидуально-пси-

«Профессии, которые нам пред-

 

хологическим

особен-

лагают»

 

 

 

 

 

ностям личности

4. Встречи учащихся с их роди-

 

2.

Информирование

телями - представителями раз-

 

родителей

о

возмож-

личных профессий

 

 

 

ных вариантах выбора

5. Подготовка рекомендаций ро-

 

профессионального

дителям по возникшим пробле-

 

самоопределения.

мам профориентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиография

1.

Расширение

пред-

1.

Подготовка

и

проведение

 

ставлений

о

 

труде,

воспитательных  часов  по  те-

 

знакомство

с

наи-

мам,  связанным  с  выбором

 

более

популярными

профессии,

направленных

на

 

профессиями

в

про-

осознанный

выбор

профессии

 

мышленности,

сель-

в соответствии с собственными

 

ском хозяйстве,

сфере

возможностями,

предпочтения-

 

обслуживания:

содер-

ми и запросом рынка труда

 

 

жанием

 

профессио-

2. Знакомство с профессиями на

 

нальной

деятельности

уроках чтение, биология, техноло-

 

в различных сферах.

гия (швейное дело, столярное дело,

 

2.

Повышение

пси-

сельскохозяйственный труд) и пр.

 

хологической

компе-

3.

Проведение

декадников

по

 

тенции;

об  условиях

профориентации, конкурсов по

 

труда, правах и обя-

профессии,

интеллектуальных

 

занностях

работника,

игр, викторин и др.

 

 

 

а также необходимых

4. Конкурс рисунков “Моя буду-

 

для

овладения

про-

щая профессия”, «Мама, папа на

 

фессией

 

личностных

работе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение Табл. 2

 

 

 

 

 

Направления

 

 

Задачи

Мероприятия

 

 

 

 

 

качествах,

знаниях,

5.  Организация  и  проведение

 

умениях и навыках.

с учащимися выставок “В мире

 

 

 

 

 

профессий”:

 

 

 

 

 

6. Проведение конкурса презен-

 

 

 

 

 

таций или видеороликов о ра-

 

 

 

 

 

бочих профессиях «Я выбираю

 

 

 

 

 

профессию рабочего»

 

 

 

 

 

7. Родительский всеобуч по во-

 

 

 

 

 

просам профессиональной ори-

 

 

 

 

 

ентации школьников

 

 

 

Профессиональная

Актуализация процес-

– Изучение интересов, потреб-

диагностика

са личностного и про-

ностей и склонностей учащихся:

 

фессионального само-

– Диагностика возможностей:

 

определения;

– Анализ результатов диагно-

 

выявление

потреб-

стики интересов и возможно-

 

ностей,

 

интересов

стей каждого учащегося.

 

и склонностей каждо-

– Соотнесение интересов, склон-

 

го ребенка на каждом

ностей и возможностей каждого

 

возрастном этапе

учащегося.

 

 

 

 

 

– Соотнесение свойств лично-

 

 

 

 

 

сти каждого учащегося с типами

 

 

 

 

 

профессий

 

 

 

 

 

– Анализ мнения родителей, класс-

 

 

 

 

 

ного руководителя и учителей.

 

 

 

 

 

– Подведение итогов диагности-

 

 

 

 

 

ческой работы, подготовка реко-

 

 

 

 

 

мендаций

 

 

 

Профессиональная

1. Повышение психо-

– Индивидуальное консультиро-

консультация

логической

компетен-

вание учащихся по результатам

 

ции;

сопоставление

диагностики и выбору образова-

 

полученной

информа-

тельного маршрута.

 

ции

с

требованиями

– Индивидуальное консультиро-

 

профессии

и возмож-

вание родителей по итогам рабо-

 

ностей личности.

ты с учащимися.

 

2. Ознакомление с ре-

– Беседа с классным руководи-

 

зультатами диагности-

телем  по  результатам  работы

 

ки

профессиональных

с классом

 

 

 

 

 

 

Продолжение Табл. 2

 

Направления

 

Задачи

 

 

Мероприятия

 

 

 

 

 

предпочтений учащих-

– Определение основного и за-

 

ся, родителей, педаго-

пасных вариантов с использова-

 

гов, администрации.

нием алгоритма “сильные и сла-

 

3. Выработка рекомен-

бые стороны выбора”.

 

 

даций по выбору про-

– Выработка конкретных шагов

 

филя обучения.

на ближайшее будущее по сбору

 

 

 

 

информации для окончательно-

 

 

 

 

го принятия решения по выбору

 

 

 

 

профиля обучения.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное

консульти-

 

 

 

 

рование

учащихся,

родителей

 

 

 

 

по проблемам выбора профиля

 

 

 

 

обучения и профессионального

 

 

 

 

самоопределения.

 

 

 

 

 

 

–  Профконсультации  для  пе-

 

 

 

 

дагогов по изучению личности

 

 

 

 

школьника

 

 

 

 

 

 

 

“Исследование готовности уча-

 

 

 

 

щихся к выбору профессии”

 

 

 

 

 

“Изучение личностных особенно-

 

 

 

 

стей и способностей учащихся”,

 

 

 

 

“Изучение склонностей и инте-

 

 

 

 

ресов”,

 

 

 

 

 

 

 

 

“Изучение

профессиональных

 

 

 

 

намерений и планов

 

 

 

 

 

 

-

Подготовка  рекомендаций

 

 

 

 

классным

руководителям

по

 

 

 

 

учету

профессиональной

на-

 

 

 

 

правленности учащихся в педа-

 

 

 

 

гогическом процессе.

 

 

 

 

 

Профессиональный

Определение

профес-

1. Проведение серии индивидуаль-

подбор

сиональной

пригод-

ных консультаций для учащихся.

 

ности,

возможности и

2. Работа с учащимися по анали-

 

успешности

человека

зу основного и запасного вари-

 

по овладению какой-

антов выбора с использованием

 

либо

профессиональ-

алгоритма “Мой выбор”.

 

 

ной

деятельностью.

3. Организация работы кружков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение Табл. 2

 

 

 

 

Направления

Задачи

 

Мероприятия

 

 

 

 

 

Развитие

профессио-

на базе школьных мастерских и

 

нальных

интересов,

вовлечение в них учащихся.

 

склонностей,  качеств,

Участие в конкурсах декоратив-

 

важных для професси-

но-прикладного и технического

 

онального

самоопре-

творчества

 

 

 

 

деления;

Коррекция

4. Организация предметных не-

 

профессиональных

дель, декады (по направлениям),

 

планов выпускников

олимпиады по «Технологии»

 

 

 

5. Организация пятой трудовой

 

 

 

четверти,

участия

учащихся

 

 

 

в работе ученических трудовых

 

 

 

бригад.

 

 

 

 

 

 

6.

Организация

общественно-

 

 

 

полезного

труда

школьников,

 

 

 

как проба сил для выбора буду-

 

 

 

щей профессии

 

 

 

 

 

7.

Индивидуальное

консульти-

 

 

 

рование родителей по пробле-

 

 

 

мам  выбора  образовательного

 

 

 

маршрута и профессионального

 

 

 

самоопределения

 

 

 

 

 

Профессиональная

Адекватная самооцен-

Поствыпускное сопровождение,

адаптация

ка личности своей про-

содействие занятости и трудо-

 

фессиональной   при-

устройству выпускников после

 

годности

 

окончания школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Компоненты профессиональных проб

 

Следует выделить основные компоненты профессиональных проб: тех-нологический; ситуативный; функциональный.

 

Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение обучающимися с нарушениями опор-но-двигательного аппарата приемами работы с орудиями труда, материа-лами, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда в це-лях получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопро-сы: Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться дей-ствия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?

 

Целью технологии организации профпроб с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является способствование развитию про-фессионального самоопределения, осознанному выбору воспитанниками профессии.

 

Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические дей-ствия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от обучающихся

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата определенных мыслитель-ных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Обучающийся

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата должен найти способ дея-тельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуаль-ным особенностям и потребностям.

Функциональный компонент отражает динамическую сторону про-фессиональной деятельности, определяет успешность освоения норма-тивно одобренного способа деятельности средствами, приемами, вну-тренними компенсаторными механизмами обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он фиксирует те функции и их показате-ли, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы.

Указанные компоненты являются необходимыми при составлении со-держания профессиональной пробы. Специалист осуществляющий профо-риентационную работу может и отступить от развернутой схемы состав-ления программы профессиональной пробы и представить ее в свернутом виде. Предпочтительно, чтобы у обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности.

 

Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и ре-зультат должны четко отвечать принципу ее построения как профессио-нального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, твор-ческую направленность, включающего ситуации для развития интересов, способностей и склонностей.

 

Ознакомление обучающихся с нарушениями опорно-двигательного ап-парата с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смог-ли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

 

Были определены факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, смо-гут получить сведения о деятельности различных специалистов, приоб-рести опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей

 

  • требованиями интересующей профессии в конкретной практической де-ятельности.

Таким образом, при организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы влияющие на продуктивность их выполнения.

  • субъективным факторам относятся факторы, определяющие индиви-дуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб.

 

Объективные факторы влияют на рациональный и качественный под-ход к реализации профессиональных проб.

По итогам выполнения профессиональных проб, обучающиеся с нару-шениями опорно-двигательного аппарата должны знать:

––содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требова-ния, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

––общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

––технологию выполнения профессиональной пробы; ––правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

 

––инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Обучающиеся должны уметь:

 

––выполнять простейшие операции;

 

––пользоваться инструментом, документацией;

 

––соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопас-ности труда;

––соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Схема профотбора необходимо реализовать как единый и комплекс-ный подход, формирующий заключение о профессиональной пригодности абитуриента с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанное на выводах специалистов структурных подразделений, осуществляющих профориентационную работу. По итогам профотбора абитуриент с лиц

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата получает рекомендацию на обучение по выбранной специальности или профессии, в случае профне-

пригодности по выбранной им специальности он может быть переориенти-рован на основании полученных данных на другие профессии, имеющиеся в данной образовательной организации или в других организациях.

 

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе апробации мо-дели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможно-стями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования, позволил выявить риски вне-дрения данной модели, которые легли в основу ее доработки. Внедрение доработанной модели профориентационной работы в профессиональные образовательные организации позволит обеспечить создание необходимых организационных и методических условий организации системы профес-сиональной ориентации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппа-рата, обеспечивающих реализацию в субъектах Российской Федерации ин-клюзивного среднего профессионального образования.

 

  1. Основные аспекты профессиональной ориентации детей

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Выделяются следующие основные аспекты профессиональной ориен-тации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ориентирую-щей на выбор профессий и специальностей СПО: медицинский, психоло-гический, педагогический, социально-экономический и технический.

 

Медицинский аспект профессиональной ориентации детей с лиц с на-рушениями опорно-двигательного аппарата включает:

––оценку состояния здоровья, определение формы, стадии. характера течения и клинического прогноза заболевания, степени нарушений функций, в том числе профессионально значимых;

 

––характеристику требований профессиональной деятельности в про-фессии;

––определение возможности продолжения работы лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в своей профессии, в других профес-сиях в специально созданных условиях; 

––конкретизация доступных лицам с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата характера, условий, режимов и форм организации тру-да и профессионального обучения;

       ––подбор примерных профессий и видов труда для профессионального обучения и последующего трудоустройства лиц с нарушениями опор-но-двигательного аппарата.

 

Способность человека выполнять конкретную работу обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые необходимо выявить, квалифицировано проанализировать, оценить и обобщить в целостной ха-рактеристике личности. В этой характеристике должны содержаться сведе-ния для оценки трудоспособности применительно к показанным видам тру-да. К профессиям, информация о требованиях этих профессий к человеку.

Психологический аспект профессиональной ориентации направлен на обеспечение положительной трудовой мотивации и адекватного професси-онального выбора.

 

Данный аспект включает изучение и оценку таких профессионально важных качеств, как профессиональные интересы, склонности, трудовая мотивация, оценку когнитивных процессов, эмоционально-волевых, интел-лектуально-мнестических функций, определение индивидуальных свойств личности, а также проведение психологической коррекции профпланов.

 

  • процессе психологической диагностики выявляются: ––интеллектуальные возможности; ––особенности эмоционально-волевой сферы;

––мотивационная направленность, в том числе профессиональная; ––профессиональные склонности и способности;

––сформированность личностных структур и социально-психологиче-ских характеристик.

На основании результатов психодиагностики определяется: ––профессиональная направленность личности;

––психологические показания (противопоказания) к условиям профес-сионального обучения и трудовой деятельности;

––потребности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • психокоррекционных мероприятиях в ходе профессиональной ори-ентации.

Педагогический аспект профессиональной ориентации предполагает:

 

––организацию процесса профессионального воспитания, формирова-ние трудового стереотипа, готовности к труду;

––проведение педагогической диагностики (в том числе оценку про-фессионально значимых качеств) и педагогического сопровождения процесса профессиональной ориентации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ходе школьного обучения;

––оценку образовательного потенциал;

––применение педагогических методов и приемов для оказания помощи профориентируемым лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в осознании себя активными участниками общественно вос-требованной трудовой деятельности.

 

Социально-экономический аспект профессиональной ориентации пред-полагает учет разнообразных факторов, определяющих особенности со-циального статуса лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уровни образования, степени профессиональной подготовки, квалифика-ции, семейного и материального положения жилищно-бытовых условий, места проживания, возраста, пола) а также предусматривает учет регио-нальных особенностей развития производства, состояния рабочих мест

 

  • тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда и возможности профессионального обучения и трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализ соответствующей профессиографической информации.

 

Технический аспект профессиональной ориентации предполагает опре-

 

деление эргономических особенностей трудовой деятельности лица с на-рушениями опорно-двигательного аппарата в выбранной профессии. В том числе оценку необходимости специального оборудования рабочего места, обеспечения необходимыми техническими средствами, оборудованием и др.

 

Были определены этапы профориентационной работы с детьми с нару-шениями опорно-двигательного аппарата, ориентирующей на выбор про-фессий и специальностей СПО:

 

I этап (I-IV классы) – допредпрофильный – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родите-лей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

 

На первой ступени обучения профориентационная работа со школьни-ками ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об

особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и фи-зической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований

 

  • человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

 

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети зна-комятся с различными профессиями людей.

 

II этап (V–VII классы) предпрофильный – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессио-нальной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

 

III этап (VIII-IX классы) профильный. Цель – помочь подросткам сфор-мулировать конкретные личностные задачи профессионального и личност-ного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопрово-ждение выбора выпускников 9-го класса. У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессиональ-ного роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адек-ватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требо-ваниями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

 

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская ра-бота на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными за-ведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период лет-ней трудовой практики и в каникулярное время.

 

Профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом спо-собностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профори-ентационная деятельность осуществляется через трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профес-сионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществля-ется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

IV этап постпрофильный – мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы – интерната.

 

 

  1. Этапы формирования интересов и предпочтений профессиональной деятельности

 

Важными вопросами профориентационной работы связаны с понимани-ем специалистами профессиональных образовательных организаций этапов формирования интересов и предпочтений профессиональной деятельности.

 

Выделяют следующие стадии карьеры:

 

  1. Стадия роста – от рождения до 14 лет – выработка своей концепции. Важны ролевые игры и эксперименты детей с различными типами поведе-ния – чтобы узнать, как другие люди реагируют на их поведение – выработ-ка представлений об альтернативных родах занятия.

 

––школьный период;

 

––период профессиональной подготовки; ––период трудовой деятельности; ––возможный период безработицы.

 

Первые два периода являются подготовительными и наиболее важны-ми. Каждый из этих периодов в свою очередь имеет несколько этапов со своими специфическими задачами.

 

1. Школьный период:

 

––развитие профессиональных интересов, склонностей; ––осознание своих способностей и возможностей;

 

––сбор профессионально-важной информации (о доступных професси-ях, о возможностях профессиональной подготовки и трудоустройства

 

  • данном регионе).

 

––первичное планирование карьеры:

 

––выбор круга планируемых профессий;

 

––выбор уровня профессиональной подготовки; ––выбор места профессиональной подготовки.

 

2. Период профессиональной подготовки: ––адаптация в новом учебном коллективе; ––уточнение специальности и специализации;

 

––формирование познавательной направленности образовательной ак-тивности обучающегося;

––формирование профессиональной компетенции (профессиональных знаний, навыков, умений);

––формирование социальной компетенции (способность к групповой деятельности, готовность к принятию на себя ответственности за ре-зультаты труда);

 

––формирование индивидуальной компетентности (готовности к по-стоянному повышению квалификации, способность к саморазвитию личности);

 

––первый этап профессионально-производственной адаптации; ––уточнение сферы будущей профессиональной деятельности; ––выбор способа трудоустройства; ––выбор места трудоустройства.

 

  1. Период трудоустройства: ––поиск рабочего места; ––оформление на работу.

 

  1. Период трудовой деятельности:

 

––профессионально-производственная адаптация; ––закрепление на рабочем месте; ––уточнение возможностей профессионального роста;

 

––уточнение возможностей повышения квалификации и переквалифи-кации.

 

  1. Возможный период безработицы:

 

––уточнение сферы предстоящей профессиональной деятельности;

 

––активизация процесса профессионального самоопределения и опти-мизация трудоустройства в соответствии с индивидуальными особен-ностями и учетом потребностей рынка труда;

 

––выбор способа трудоустройства; ––выбор места трудоустройства; ––поиск рабочего места;

 

  1. Стадия исследования (15-24 года) – выявление профессиональных аль-тернатив, сопоставление их с собственными интересами и способностями, реалистическое понимание своих способностей, талантов, интересов – окон-чательный выбор – начало профессионального обучения – начало работы.

 

  1. Стадия формирования (25-44 года):

 

а) испытание, подходит ли выбранная область – 25-30 лет;

 

б) стабилизация – выяснение и укрепление профессиональной цели, борьба за повышение – 30-40 лет;

в) карьерный кризис – 35-40 лет – уточнение: Что человек действитель-но хочет? Что реально может достичь? Чем нужно для этого пожертвовать?

 

  1. Стадия сохранения (45-65 лет).

 

  1. Стадия снижения (после 60-65 лет) – амплитуда наставника. Периоды обучения (переобучения, повышения квалификации и пр.)

 

могут быть практически на любом из этапов, кроме, вероятно, последне-го. Периоды без работы могут быть на любом этапе из-за безработицы вследствие социально-экономических обстоятельств и преимущественно на 2 и 3 стадиях по собственному желанию при смене вида деятельности.

 

Процесс планирования карьеры при переходе от школы к трудовой жиз-ни (стадия исследования) в свою очередь включает нескольких периодов.

 

  1. Период трудовой деятельности:

 

При планировании карьеры необходимо учитывать следующие факторы:

 

  1. Самооценка – возможности, умения, квалификация (кто я?).

 

  1. Мотивы формирования и развития служебной карьеры – поиск вида деятельности, которой предполагается заниматься.
  2. Цели профессионального становления и развития: цели должны быть трудные, но достижимые, ясные, непротиворечивые, должны быть увязаны со сроками их достижения.

 

  1. Основания для профессионального самоопределения и служебно-го роста – какие профессиональные характеристики необходимы? (Какие есть? Какие надо развить?).

 

  1. Порядок и механизмы организации профориентационной работы

 

При организации профориентационной работы с детьми с нарушени-ями опорно-двигательного аппарата необходимо действовать в соответ-ствии с алгоритмом, который может реализовываться по нижеизложенной последовательности, однако с учетом региональных особенностей поря-док мероприятий может быть изменен:

 

––создание системы профориентационной работы с детьми с нарушени-ями опорно-двигательного аппарата, по инициативе органов испол-нительной власти, для привлечения их в систему среднего професси-онального образования и профессионального обучения;

 

––разработка дорожной карты мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной ра-боты с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

––создание и актуализация регионального банка типовых нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по вопросам ор-ганизации и осуществления профориентационной работы и последу-ющего обучения в профессиональных образовательных организациях лиц, в том числе с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;

 

––создание Центров профессиональной ориентации в организациях среднего профессионального образования;

––координация деятельности административной структуры центра про-фориентации внутри профессиональной образовательной организации; ––разработка и заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами: школы, обучающие детей с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата; профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации; общественные родительские орга-низации; общественные организации лиц с нарушениями опорно-дви-

 

гательного аппарата; возможные работодатели и др.; ––разработка механизмов взаимодействия профессиональных образова-

тельных организаций с предприятиями-партнерами, общественными организациями региона в вопросе организации и осуществления про-фориентационной работы;

 

––создание банка данных о лицах, обучающихся в образовательных ор-ганизациях, расположенных на территории субъекта РФ для осущест-вления с ними профориентационной работы;

 

––изучение потребности лиц с нарушениями опорно-двигательного ап-парата в услугах по профессиональному образованию и обучению в разрезе профессий и специальностей, программ дополнительного профессионального образования с привлечением общественных ор-ганизаций инвалидов;

 

––создание специальных условий с учетом особых образовательных по-требностей всех типов нозологий: оснащение оборудованием с уче-том количества и типов нозологии; кадровое и учебно-методическое обеспечение;

 

––адаптация официального сайта профессиональной образовательной организации к потребностям групп абитуриентов;

––организация работы «горячей линии» по вопросам профориентации, профдиагностики, профконсультирования и профессионального об-разования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

––прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах в соответствии с собранными данными о потребностях работодателей и социально-экономическими условиями региона, макроэкономиче-скими тенденциями; позиционирование на образовательном рынке региона новых возможностей профессиональных образовательных организаций и перспектив ее развития. Видами деятельности могут быть участие в выставках, привлечение СМИ, разработка и распро-странение рекламной продукции и др.

 

При проведении профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использовать следующие ме-ханизмы:

 

  1. Механизмы внедрения разработанной модели профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сторо-ны органов исполнительной власти:

 

––органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают право-устанавливающий документ, регламентирующий создание Центра профориентационной работы с лицами нарушениями опорно-двига-тельного аппарата на базе профессиональной образовательной орга-низации;

 

––органы исполнительной власти и образовательные организации соз-дают и актуализируют региональный банк типовых нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления профориентационной работы и после-дующего обучения в профессиональных образовательных организа-циях лиц, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

 

  1. Механизмы внедрения разработанной модели профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сторо-ны профессиональной образовательной организации:

 

––профессиональные  образовательные  организации  разрабатывают дорожную карту мероприятий, направленных на создание и эффек-

 

тивное функционирование системы профориентационной работы

 

с лицами, в том числе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

––на основании типовых нормативно-правовых документов и дорожной карты на базе профессиональных образовательных организаций соз-даются Центры профессиональной ориентации лиц, в том числе детей

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата. Профессиональные образовательные организации разрабатывают и заключают договора о сотрудничестве с социальными партнёрами, взаимодействуют с дру-гими профессиональными образовательными организациями субъ-екта, с предприятиями-партнерами, общественными организациями региона по вопросам организации и осуществления профориентацион-ной работы среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

 

  1. Механизмы внедрения разработанной модели профориентационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сторо-ны Центра профессиональной ориентации:

 

––центр профессиональной ориентации создает банк детей с наруше-ниями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в образователь-ных организациях, расположенных на территории субъекта РФ для осуществления с ними профориентационной работы и изучает их по-требности в услугах по профессиональному образованию и обучению в разрезе профессий и специальностей, программ дополнительного профессионального образования с привлечением общественных ор-ганизаций инвалидов;

 

––на базе профессиональной образовательной организации создаются специальные условия с учетом особых образовательных потребно-стей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

 

––центр профориентационной работы адаптирует официальный сайт профессиональной образовательной организации к потребностям лиц

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата абитуриентов и орга-низует работу «горячей линии» по вопросам профориентации, про-фдиагностики, профконсультирования и профессионального образо-вания.

 

 

  1. Специфика консультирования по профориентации обучающихся

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Неоднородность особенностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата осложняет профориентационную работу с дан-ной группой. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики , и при выборе профиля профессиональ-ной подготовки. Специалистами признается, что профконсультирование

 

  • профориентация для обучающихся с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата имеют свою специфику, но разработка современных моде-лей профессионального самоопределения молодых людей с проблемами движений началась только в последнее время и представлена весьма схе-матично.

 

  • профессиональном консультировании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассматривают следующие виды работы:

 

  1. Анализ результатов медико-психологического обследования (в свя-зи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье).

 

  1. Психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе об-учения, воспитания, развития у этих детей возникают специфиче-ские трудности).

 

  1. Социально-психологическое консультирование, помогающее под-ростку с нарушениями опорно-двигательного аппарата включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое соци-альное окружение.

 

Необходимым условием консультирования подростков с нарушения-ми опорно-двигательного аппарата является их желание получать помощь

 

  • разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое професси-ональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток считает себя ответствен-ным за собственную жизнь, сам стремится находить решения в жизненных затруднениях, до высокой инфантильности и зависимости от других. По-скольку инфантильность является распространенной чертой обучающихся с двигательными нарушениями, в ходе профессионального консультиро-вания необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) его собственной активности и ответственности: позитив-ный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

 

Рассмотрим методы профессионально-ориентированной работы:

 

  1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллек-туальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

 

  1. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направлен-ность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

 

  1. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусма-тривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, со-бытий своей жизни либо себя самого.

 

  1. Интерактивные методики. В эту группу входят: психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогиче-ским взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

 

  1. Проективные методики, построенные главным образом на интер-претации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профкон-сультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и про-фессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

 

  1. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выде-ленными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация пове-дения и принимается решение.

 

  1. Приборные психофизиологические методики, применяемые в ос-новном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиоло-гические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппа-ратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

 

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуще-ствить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Применение конкретных методов, направленных на решение профориента-ционной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяет подобрать и модифицировать конкретные ме-тодики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

 

Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии инте-ресам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

 

Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректи-ровать профессиональные планы обучающихся с нарушениями движений

 

  • соответствии с их возможностями. В рамках корректировки профессио-нальных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую ра-боту по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

 

  1. Выводы по профориентационной работе с обучающимися

 

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

  1. Профессиональное ориентирование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо осуществлять комплексно, во-влекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

 

  1. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям обучающегося с нарушениями опор-но-двигательного аппарата.

 

  1. Необходимо на протяжении всего периода профориентации кор-ректировать профессиональные планы подростков с нарушениями движений в соответствии с их возможностями.

 

  1. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию ка-честв, необходимых для овладения той или иной профессией.

 

Рекомендованная литература

 

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с ортопедическими заболеваниями в процессе учебной деятельности / И.И. Мамайчук // Учебно-воспитательная работа в медицинской и социальной реа-билитации больных с ортопедическими заболеваниями: сборник.

 

– Л. 1988.

 

  1. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с наруше-ниями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. При-ходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

 

  1. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и стар-ших школьников с детским церебральным параличом / И.Ю. Лев-ченко. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 149 с.

 

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с про-блемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: 2006. – 400 с.

 

  1. Болотова Н.П. Внедрение дистанционных технологий обучения для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Н.П. Болото-ва // Педагогическая информатика. – №3 2009. – С. 48-51

 

  1. Фадеева Е.В. Влияние двигательной патологии на личностное раз-витие подростков с церебральным параличом / Е.В. Фадеева. Авто-реф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010.

 

  1. Герасимов А.В. Профессиональная ориентация инвалидов в усло-виях многоуровневого образования; теория и практика /А.В. Гера-симов и др.; общ. ред. В.Д. Байрамова. – М.: Экон-Информ», 2017.

 

– 451 с.

 

  1. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации профориентаци-онной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ // Вестник Москов-ского городского педагогического университета. Серия: Педагоги-ка и психология. – № 4 (42) 2017 – С. 89-95.

 

Содержание

 

  1. Основы профессиональной ориентации обучающихся

 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата......................................... 3

 

  1. Проблема подготовки к профессиональному самоопределению

 

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ............ 6

 

3. Основные составляющие профориентации с лицами

 

с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.............. 14

 

  1. Модель психолого-педагогического сопровождения

 

профессионального самоопределения .......................................................... 16

 

5. Направления профориентационной работы................................................ 21

 

6. Компоненты профессиональных проб .......................................................... 25

 

  1. Основные аспекты профессиональной ориентации детей

 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата....................................... 28

 

  1. Этапы формирования интересов и предпочтений

 

профессиональной деятельности.................................................................... 32

 

9. Порядок и механизмы организации профориентационной работы ...  34

 

  1. Специфика консультирования по профориентации обучающихся

 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата....................................... 37

 

  1. Выводы по профориентационной работе с обучающимися

 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата....................................... 40

 

Рекомендованная литература .............................................................................. 41