Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможности здоровья

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) в Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска (далее по тексту – Колледж).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от16.08.2013 № 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

1.3. Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

1.4. В целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации в колледже проведена оценка специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по основным программам профессионального обучения.

1.5. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Положении понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

2. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

2.1. В колледже создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательной организации включая: распашные двери, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения, а также оснащение помещений предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений.

2.2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды II и III групп, которым согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в колледже по специальностям колледжа могут получить образование по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности.

2.3. Обучение лиц, указанных в пункте 2.2. может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

2.4. Для лиц, указанных в пункте 2.2., при необходимости, могут быть созданы адаптированные программы обучения.

2.5. При получении образования в колледже, лица указанные в пункте 2.2. обеспечиваются бесплатно специальными учебными и информационными ресурсами. Также им могут быть предоставлены бесплатные услуги сурдопереводчиков.

2.6. Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении подают стандартный набор документов и представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов: заключение психолого-медико-педагогической комиссии; справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным  учреждением медико-социальной экспертизы.

2.7. Дистанционное поступление.

2.7.1. При дистанционной форме поступления абитуриент заполняет заявление о поступлении в колледж в электронной форме. Форма заявления доступна для скачивания на официальном сайте колледжа. Заполненное и подписанное  абитуриентом заявление  сканируется и сохраняется на электронном носителе информации для дальнейшей отправки по электронной почте на адрес колледжа.

2.7.2. Аналогичным образом необходимо отсканировать и отправить по электронной почте гражданский паспорт, документ об образовании и фотографию (цветную на светлом фоне 30х40 мм).

2.7.3. Все вышеперечисленные файлы отправляются по электронной почте адрес колледжа: fgounpopl4@mail.ru (если отправка происходит не с личного электронного адреса, необходимо указать в письме контактный электронный адрес, иметь такой адрес обязательно, т.к. на него будут приходить письма и учебно-методические материалы в процессе обучения).

2.7.4. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в колледже обеспечивается:

- присутствие ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт);

- обеспечение для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата возможностей беспрепятственного доступа в учебное помещение, буфет, туалет, информационным ресурсам;

- правовое консультирование обучающихся;

- содействие в трудоустройстве на работу.

2.8. Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в колледже внедрена адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения.

2.9. Целью обучения, указанного в пункте 2.7, является предоставление обучающимся возможности освоения основных образовательных программ профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного их пребывания.

2.10. Обучение, с элементами дистанционного, обеспечивают: кейсовая технология, Интернет – технология.

2.11. Обучение, с элементами дистанционного, по основной образовательной программе реализуется на базе основного общего образования или среднего общего образования.

2.12. При обучении, с элементами дистанционного, колледж осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей с использованием средств Интернет-технологий.

2.13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся при необходимости, могут быть организованны в дистанционном формате.

 

3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится Колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

3.2. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  1. проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
  2. присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
  3. пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
  4. обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

3.3. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

б) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;

в) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.

3.4. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

 

4. Социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья

         В штате колледжа имеются должности заместителя директора по учебно-производственной и воспитательной работе со студентами, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, осуществляющих мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц, с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

Положение разработал:

 

Заместитель директора

по учебно-методической работе                                                  М.М. Чех