Положение о единых требованиях к устной и письменной речи студентов, к проведению письменных работ и проверке тетрадей

1. Цели и задачи Положения

1.1. Воспитание у студентов культуры оформления письменных работ, культуры устной и письменной речи.

1.2. Воспитание уважения у студентов к тем, кто смотрит и проверяет их работы.

1.3. Формирование навыка самоконтроля у студентов.

1.4. Организация студентов для более внимательного выполнения работы.

 

2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи студентов

2.1. Воспитание речевой культуры студентов может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

2.2. С этой целью рекомендуется:

2.2.1. Каждому преподавателю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в журнале, в рабочих планах и т. п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

2.2.2. Требования к речи студентов.

Любое высказывание студентов в устной и письменной форме, развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д. следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Студенты должны уметь:

  • говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

  • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

  • правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

  • строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);

  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

 

3. Виды письменных работ студентов

3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ студентов являются обучающие работы, к которым относятся:

  • упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии;

  • рефераты по истории, обществоведению, географии и литературе;

  • сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;

  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т. п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

  • различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по биологии, географии, физике, химии (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника).

3.2. По русскому и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Для проведения текущих контрольных работ преподаватель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем программы;

  • в конце учебного полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки студентов определяется графиком, составляемым заведующим учебной частью по общеобразовательным дисциплинам по согласованию с преподавателями. В один рабочий день следует давать в группе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели — не более двух. При планировании контрольных работ в каждой группе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение полугодия, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу полугодия.

 

4. Количество и назначение тетрадей

4.1. Для выполнения всех видов обучающих работ:

по русскому языку и литературе:

по русскому языку – 1 тетрадь

по литературе – 1 тетрадь;

1 тетрадь – словарь для записи новых и трудных для написания слов.

по математике:

2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии;

по иностранным языкам:

по 2 тетради,

1 тетрадь – словарь.

по физике и химии

2 тетради, одна — для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая — для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение курса обучения);

по биологии, географии

по 1 тетради;

по истории, обществоведению:

по 2 тетради (для текущих работ и работ с первоисточниками).

4.2. Для контрольных работ по русскому, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради.

     

 

5. Порядок проверки письменных работ преподавателями

5.1. Тетради студентов, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

  • по русскому языку после каждого урока у слабых студентов, а у остальных – наиболее значимые работы;

  • по математике, иностранным языкам и литературе – 2 раза в месяц;

  • по физике, химии, информатике, истории, обществознанию, биологии, географии - выборочно, однако, каждая тетрадь должна проверяться не реже 2-х раз в полугодие;

  • тетради-словари – не реже 1 раза в месяц;

  • изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех студентов.

                           

Положение разработал:

 

Заместитель директора

по научно-методической работе                                                   М.М. Чех