УТВЕРЖДАЮ:
Директор КЧР ГБПОО
«Индустриально-технологический
колледж» г. Черкесска
_______________ А.И. Байрамуков
«____» _________________ 2013
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке авторских программ
учебных дисциплин
Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации
«Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска
г. Черкесск,
2013 год
1. Общие положения
1.1. Положение о разработке авторских программ учебных дисциплин разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Уставом КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска и является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности.
1.2. Авторская программа учебной дисциплины – документ, предназначенный для реализации требований вариативной части рабочих учебных планов специальностей КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска. Авторская программа разрабатывается преподавателем самостоятельно и является единой для всех форм обучения: очной, заочной.
1.3. Авторская программа рассматривается на заседании методической комиссии и выносится на утверждение методического совета.
1.4. Основные требования к структуре авторской программы совпадают с требованиями к структуре рабочей программы учебной дисциплины.
1.5. Авторская программа является научно-методической разработкой преподавателя – его интеллектуальным трудом. Это результат исследовательской работы по анализу имеющихся программ, общий и частных требований к содержанию профессии, современных методик, технологий обучения, педагогического опыта (своего и коллег), который фиксирует и обосновывает педагогические идеи, их планируемые результаты.
1.7. Авторские программы могут быть положены в основу разработки единой педагогической стратегии КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска.
1.8. Основанием для разработки авторской программы является комплекс следующих причин:
1.9. Программа может быть различной по объёму, полноте представленных педагогических технологий и методических рекомендаций. При этом обязательным является наличие трёх взаимосвязанных между собой блоков:
2. Требования к пояснительной записке
2.1. Содержание пояснительной записки – это обоснование разработки программы с аргументацией её новизны. Необходимо чётко сформулировать причины появления новой программы с пояснением, что конкретно не устраивает в старой программе, какая идея заложена в основу новой и какие результаты планируется получить.
2.2. Необходимо выделить причину, побудившую к разработке новой программы. Причина – это какое-то противоречие в учебном процессе. Например:
- противоречие между новыми целями образования и их не полном отражении в примерной программе дисциплины;
- между новым содержанием и методами его реализации;
- между огромным количеством информации по дисциплине и невозможностью его усвоения студентами;
- между современными требованиями к качеству подготовки специалиста и способа итоговой оценки обученности студентов;
- между высоким уровнем требований к знаниям по дисциплине и разным уровнем готовности студентов;
- между содержанием дисциплины и его дублированием и др.
Выявление противоречий позволяет определить и сформулировать конкретные затруднения, возникающие в процессе работы по старой программе.
2.3. Обосновывается идея, положенная в основу программы. Как соотносится она с новыми целями, концепцией образования и общими принципами его развития, какие проблемы она позволит решить. Например:
- какая идея заложена в основу программы и как она соотносится с научными концепциями образования, стратегией развития профессионального образования;
- на развитие каких умений и качеств личности студента направлена программа;
- предполагает ли обучение по данной программе развитие способностей студентов (каких), уровня мотивации к изучению дисциплины (за счёт чего);
- предусматривает ли программа возможности интеграции с другими дисциплинами или курсами (межпредметные связи), что даёт и как это достигается;
- предполагаются ли различные уровни усвоения содержания и чем это подтверждается;
- предполагает ли работа по данной программе экономию времени и усилий и за счёт чего;
- в чём состоит новизна программы, её отличие от предыдущих (новые цели и содержание дисциплины; новый способ проектирования содержания; новые методики и технологии обучения; новые способы контроля результатов; новые подходы к развитию или воспитанию; новые формы организации учебного процесса; новый подход к индивидуализации обучения, развитию мотивации; новый подход к интеграции содержания и т.д.).
2.4. При описании прогнозируемого результата, необходимо показать какими инструментальными средствами можно достичь поставленных целей, какие особенности содержательного и процессуального характера необходимо соблюдать при реализации программы. При этом описание носит конкретный характер. Вопросы, ответы на которые могут сформировать методические рекомендации, могут быть следующие:
- какие особые трудности возможны при реализации программы;
- требует ли работа по программе создания и (или) применения учебно-методических разработок: специального учебника, дополнительных методических разработок для преподавателя и студента (пособия, дидактические материалы, технические средства), необходимо ли создать специальный учебно-методический комплекс или достаточно имеющихся инструментальных средств обучения;
- какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата (работа с малыми группами, большее количество практических работ, участие преподавателей других дисциплин, особый контингент студентов и др.;
- как осуществлять учебную деятельность студента и его мотивацию (какие методы и приёмы взаимодействия необходимо использовать, как учитывать индивидуальные особенности, как строить самостоятельную работу, как оценивать результат усвоения и т.д.);
- какая тема, с вашей точки зрения, является ключевой и как её увязать с другими темами;
- какие способы контроля позволяют оценить результат обучения адекватно поставленным целям;
- другие особенности, влияющие на получение результатов по вашей программе.
Все особенности работы по программе должны быть отмечены.
2.5. Отсутствие особенности также необходимо отметить и привести данные по используемым методикам и технологиям.
3. Требования к приложению
3.1. Авторская программа может иметь приложение, включающее:
- тематику и вопросы контрольных мероприятий (индивидуальных творческих заданий, рефератов, курсовых работ, зачётов, экзаменов и др.);
- дидактические материалы (опорные конспекты, электронные учебники, сценарии игр и др.).
Положение разработал:
Заместитель директора
по научно-методической работе М.М. Чех
Лист ознакомления
№ п/п |
Наименование подразделения |
Должность |
ФИО |
Подпись |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист регистрации изменений
№№ п/п |
Номер изменения |
Номер листа |
Дата внесения изменения |
Дата проверки |
Лицо, внесшее изменения |
|
Ф.И.О. |
Подпись |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|