ПОЛОЖЕНИЕ о разработке авторских программ учебных дисциплин

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

Директор КЧР ГБПОО

«Индустриально-технологический

колледж» г. Черкесска

_______________ А.И. Байрамуков

«____» _________________ 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке авторских программ

учебных дисциплин

Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации

«Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черкесск,

2013 год

1. Общие положения

1.1. Положение о разработке авторских программ учебных дисциплин разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Уставом КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска и является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности.

1.2. Авторская программа учебной дисциплины – документ, предназначенный для реализации требований вариативной части рабочих учебных планов специальностей КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска. Авторская программа разрабатывается преподавателем самостоятельно и является единой для всех форм обучения: очной, заочной.

1.3. Авторская программа рассматривается на заседании методической комиссии и выносится на утверждение методического совета.

1.4. Основные требования к структуре авторской программы совпадают с требованиями к структуре рабочей программы учебной дисциплины.

1.5. Авторская программа является научно-методической разработкой преподавателя – его интеллектуальным трудом. Это результат исследовательской работы по анализу имеющихся программ, общий и частных требований к содержанию профессии, современных методик, технологий обучения, педагогического опыта (своего и коллег), который фиксирует и обосновывает педагогические идеи, их планируемые результаты.

1.7. Авторские программы могут быть положены в основу разработки единой педагогической стратегии КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледж» г. Черкесска.

1.8. Основанием для разработки авторской программы является комплекс следующих причин:

  • старая программа вся или частично по ряду причин не устраивает преподавателя;
  • изменение целей образования, а вместе с ним и целей дисциплины;
  • изменение содержания дисциплины и её объёма за счёт вариативной части ФГОС;
  • изменение уровня готовности студентов и их мотивации к изучению дисциплины;
  • использование новых методик обучения и контроля, новых технологий проектирования содержания;
  • достаточный опыт педагогической деятельности для создания инновационной программы;
  • отсутствие программ обучения дисциплине.

1.9. Программа может быть различной по объёму, полноте представленных педагогических технологий и методических рекомендаций. При этом обязательным является наличие трёх взаимосвязанных между собой блоков:

  • обоснования программы (пояснительная записка);
  • собственно содержание программы;
  •      методических рекомендаций к реализации содержания.

2. Требования к пояснительной записке

2.1. Содержание пояснительной записки – это обоснование разработки программы с аргументацией её новизны. Необходимо чётко сформулировать причины появления новой программы с пояснением, что конкретно не устраивает в старой программе, какая идея заложена в основу новой и какие результаты планируется получить.

2.2. Необходимо выделить причину, побудившую к разработке новой программы. Причина – это какое-то противоречие в учебном процессе. Например:

-        противоречие между новыми целями образования и их не полном отражении в примерной программе дисциплины;

-        между новым содержанием и методами его реализации;

-        между огромным количеством информации по дисциплине и невозможностью его усвоения студентами;

-        между современными требованиями к качеству подготовки специалиста и способа итоговой оценки обученности студентов;

-        между высоким уровнем требований к знаниям по дисциплине и разным уровнем готовности студентов;

-        между содержанием дисциплины и его дублированием и др.

Выявление противоречий позволяет определить и сформулировать конкретные затруднения, возникающие в процессе работы по старой программе.

2.3. Обосновывается идея, положенная в основу программы. Как соотносится она с новыми целями, концепцией образования и общими принципами его развития, какие проблемы она позволит решить. Например:

-        какая идея заложена в основу программы и как она соотносится с научными концепциями образования, стратегией развития профессионального образования;

-        на развитие каких умений и качеств личности студента направлена программа;

-        предполагает ли обучение по данной программе развитие способностей студентов (каких), уровня мотивации к изучению дисциплины (за счёт чего);

-        предусматривает ли программа возможности интеграции с другими дисциплинами или курсами (межпредметные связи), что даёт и как это достигается;

-        предполагаются ли различные уровни усвоения содержания и чем это подтверждается;

-        предполагает ли работа по данной программе экономию времени и усилий и за счёт чего;

-        в чём состоит новизна программы, её отличие от предыдущих (новые цели и содержание дисциплины; новый способ проектирования содержания; новые методики и технологии обучения; новые способы контроля результатов; новые подходы к развитию или воспитанию; новые формы организации учебного процесса; новый подход к индивидуализации обучения, развитию мотивации; новый подход к интеграции содержания и т.д.).

2.4. При описании прогнозируемого результата, необходимо показать какими инструментальными средствами можно достичь поставленных целей, какие особенности содержательного и процессуального характера необходимо соблюдать при реализации программы. При этом описание носит конкретный характер. Вопросы, ответы на которые могут сформировать методические рекомендации, могут быть следующие:

-        какие особые трудности возможны при реализации программы;

-        требует ли работа по программе создания и (или) применения учебно-методических разработок: специального учебника, дополнительных методических разработок для преподавателя и студента (пособия, дидактические материалы, технические средства), необходимо ли создать специальный учебно-методический комплекс или достаточно имеющихся инструментальных средств обучения;

-        какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата (работа с малыми группами, большее количество практических работ, участие преподавателей других дисциплин, особый контингент студентов и др.;

-        как осуществлять учебную деятельность студента и его мотивацию (какие методы и приёмы взаимодействия необходимо использовать, как учитывать индивидуальные особенности, как строить самостоятельную работу, как оценивать результат усвоения и т.д.);

-        какая тема, с вашей точки зрения, является ключевой и как её увязать с другими темами;

-        какие способы контроля позволяют оценить результат обучения адекватно поставленным целям;

-        другие особенности, влияющие на получение результатов по вашей программе.

         Все особенности работы по программе должны быть отмечены.

2.5. Отсутствие особенности также необходимо отметить и привести данные по используемым методикам и технологиям.

 

3. Требования к приложению

3.1. Авторская программа может иметь приложение, включающее:

- тематику и вопросы контрольных мероприятий (индивидуальных творческих заданий, рефератов, курсовых работ, зачётов, экзаменов и др.);

- дидактические материалы (опорные конспекты, электронные учебники, сценарии игр и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение разработал:

 

Заместитель директора

по научно-методической работе                                                   М.М. Чех

 

 

Лист ознакомления

 

№ п/п

Наименование подразделения

Должность

ФИО

Подпись

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации изменений

 

№№ п/п

Номер

изменения

Номер листа

Дата внесения изменения

Дата проверки

Лицо, внесшее изменения

Ф.И.О.

Подпись