Положение о социально-психологической службе

1. Общие положения

1.1. Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледжа» г. Черкесска (далее по тексту - Служба).

1.2. Основное назначение службы является оказание психологической и социально-педагогической помощи участникам образовательного процесса (студентам, педагогам, родителям), содействие созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности и успешной социализации. Основной деятельностью службы является психологическое сопровождение студентов в процессе обучения в колледже, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

1.3. В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов детей, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием.

1.4. Сотрудники службы социально-психологической поддержки колледжа осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, запросами администрации, педагогов, родителей студентов. Служба является консультационным и совещательным органом.

 

2. Цели и задачи Службы

2.1. Основной целью работы службы социально-психологической поддержки является сохранение психического, соматического и социального благополучия студентов в процессе воспитания и обучения в колледже, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

2.2. Содействие администрации и педагогическому коллективу колледжа в создании благоприятной социальной ситуации развития: условий, способствующих социальной адаптации, обеспечивающих психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

2.3. Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

2.4. Оказание помощи студентам колледжа в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья и индивидуальных качеств личности.

2.5. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании студентов без ущемления прав и свобод другой личности, профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.

2.6. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение, анализ учебно-воспитательного процесса в колледже, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

2.7. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности, содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом курсовом этапе.

2.8. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов колледжа, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе администрации колледжа.

2.9. Содействие распространению и внедрению в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии, обеспечение психологической и социально-педагогической поддержки через оказание индивидуальных и групповых консультаций.

 

3. Основные направления и виды деятельности

3.1. Основными направлениями деятельности Службы являются:

3.1.1. Практическое направление:

- организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, студентов и педагогов колледжа;

- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке учащихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

3.1.2. Прикладное направление:

- создание системы повышения социально-психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения социальным и психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;

- ознакомление преподавателей и администрации Колледжа с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;

- создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.1.3. Научно-исследовательское направление:

- в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с педагогом-психологом, социальным педагогом и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность;

- разработка рекомендаций для преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;

- формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.1.4. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

3.2. Основными методами социально-психологической службы являются:

3.2.1. Психологическое и социально-педагогическое просвещение - приобщение взрослых (сотрудников, преподавателей, родителей) и студентов к социально-психологическим знаниям.

3.2.2. Психологическая и социально-педагогическая профилактика – вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья  студентов на всех этапах обучения в колледже.

3.2.3. Психологическая и социально-педагогическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

3.2.4. Социальная и психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития студента, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

3.2.5. Психологическая и социально-педагогическая коррекция – разработка рекомендаций, программ психокоррекционной или развивающей работы со студентами, осуществление этих программ, контроль за их выполнением.

 

 

 

4. Организация деятельности службы

4.1. Оказание первичной социально-психологической помощи участникам образовательного процесса в колледже педагогом-психологом, социальным педагогом и группой специалистов с использованием имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

4.2. Осуществление через педагога-психолога, методиста-координатора по инклюзивному образованию и социального педагога колледжа научно-методического обеспечения деятельности службы научными учреждениями, учебно-методическими кабинетами и центром органов управления образования.

4.3. Рабочее время педагога-психолога и социального педагога службы организуется с учетом норм психологической и социально-педагогической работы.

4.4. Выбор приоритетных направлений, соотношение различных видов деятельности определяется педагогом-психологом и социальным педагогом исходя из потребностей образовательной организации.

4.5. В состав службы социально-психологической поддержки входят: заместитель директора по учебно-производственной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник (фельдшер), методист-координатор по инклюзивному образованию, руководитель и преподаватель физической культуры.

4.6. Деятельность и ответственность специалистов службы социально-психологической поддержки распределяются:

Заместитель директора по учебно-производственной работе:

- организация индивидуальной работы со студентами и учащимися с ограниченными возможностями здоровья, классными руководителями (кураторами) и родителями по профилактике неуспеваемости и отсева; проведение профсоветов и педсоветов.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- привлечение студентов к активной общественной жизни колледжа, реабилитирующая работа с «группой риска»;

- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении;

- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, проживающих в общежитии колледжа.

Педагог-психолог:

- психологическая диагностика, психологическая профилактика (поддержка), психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическое консультирование;

- участвует в осуществлении инклюзивной политики в образовательной организации;

- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении.

Социальный педагог:

- социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое просвещение и информирование, социально-профилактическая и реабилитирующая работа с «группой риска», социально-правовая и социально-педагогическая защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограничениями возможностей здоровья, социальная диагностика;

- участвует в осуществлении инклюзивной политики в образовательной организации;

- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении.

Методист-координатор по инклюзивному образованию:

- обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации для успешного включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) и инвалидностью и их родителей в среду образовательной организации, для эффективной инклюзивной деятельности образовательной организации;

- разрабатывать совместно с преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Медицинский работник:

- сохранение (поддержка) соматического и психического здоровья;

- профилактика заболеваний;

- просвещение студентов, родителей, педагогов по вопросам укрепления собственного здоровья.

Руководитель и преподаватель физического воспитания:

- планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в колледже;

- внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания студентов, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки;

- организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования студентов по физической подготовке;

- обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей;

- принимает меры по физической реабилитации студентов, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку;

- организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.

4.7. На заседаниях службы осуществляется анализ социально-психологических проблем студентов и запросов преподавателей, обсуждается организация консультационной и социально-психологической поддержки.

4.8. Служба работает в соответствии с заявленными направлениями деятельности каждого члена.

4.9. Каждое заседание начинается с информации о работе, проделанной за период между заседаниями.

 

5. Обеспечение деятельности Службы

5.1. Деятельность Службы обеспечивается администрацией колледжа, подотчетна директору колледжа.

5.2. Служба работает в тесном контакте с администрацией колледжа, кураторами, классными руководителями групп, мастерами проризводственного обучения, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими колледжу помощь в воспитании и развитии студентов.

5.3 Количество сотрудников службы определяется потребностями и возможностями колледжа.

 

6. Сотрудники службы социально-психологической поддержки имеют право:

6.1. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями социально-психологических конференций и семинаров; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях, совещаниях и т.д.

6.2. Посещать уроки, практические занятия, внеурочные и внеплановые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью студентов.

6.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией, делать запросы в соответствующие организации и к необходимым специалистам.

6.4. Проводить в колледже групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования по заданию вышестоящих органов.

6.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.

 

7. Сотрудники психологической службы обязаны:

7.1. Руководствоваться настоящим Положением.

7.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы по плану перед администрацией колледжа или тем, от кого поступил запрос.

7.3. Рассматривать запросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции. В решении всех вопросов исходить из интересов студента.

7.4. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями студентов.

7.5. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

7.6. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение разработал:

 

 

Педагог-психолог                                                                К.А. Урусова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

 

         1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 

                   ________________________                           ___________________

                                      (Ф.И.О.)                                          (подпись)

 

 

         2. Юрисконсульт:

 

                   ________________________                           ___________________

                                      (Ф.И.О.)                                          (подпись)