
1. Общие положения
1.1. Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности КЧР ГБПОО «Индустриально-технологический колледжа» г. Черкесска (далее по тексту - Служба).
1.2. Основное назначение службы является оказание психологической и социально-педагогической помощи участникам образовательного процесса (студентам, педагогам, родителям), содействие созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности и успешной социализации. Основной деятельностью службы является психологическое сопровождение студентов в процессе обучения в колледже, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.3. В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов детей, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием.
1.4. Сотрудники службы социально-психологической поддержки колледжа осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, запросами администрации, педагогов, родителей студентов. Служба является консультационным и совещательным органом.
2. Цели и задачи Службы
2.1. Основной целью работы службы социально-психологической поддержки является сохранение психического, соматического и социального благополучия студентов в процессе воспитания и обучения в колледже, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
2.2. Содействие администрации и педагогическому коллективу колледжа в создании благоприятной социальной ситуации развития: условий, способствующих социальной адаптации, обеспечивающих психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
2.3. Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
2.4. Оказание помощи студентам колледжа в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья и индивидуальных качеств личности.
2.5. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании студентов без ущемления прав и свобод другой личности, профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.
2.6. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение, анализ учебно-воспитательного процесса в колледже, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
2.7. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности, содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом курсовом этапе.
2.8. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов колледжа, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе администрации колледжа.
2.9. Содействие распространению и внедрению в практику колледжа достижений в области отечественной и зарубежной психологии, обеспечение психологической и социально-педагогической поддержки через оказание индивидуальных и групповых консультаций.
3. Основные направления и виды деятельности
3.1. Основными направлениями деятельности Службы являются:
3.1.1. Практическое направление:
- организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, студентов и педагогов колледжа;
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке учащихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
3.1.2. Прикладное направление:
- создание системы повышения социально-психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения социальным и психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;
- ознакомление преподавателей и администрации Колледжа с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;
- создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.1.3. Научно-исследовательское направление:
- в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с педагогом-психологом, социальным педагогом и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность;
- разработка рекомендаций для преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;
- формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.1.4. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
3.2. Основными методами социально-психологической службы являются:
3.2.1. Психологическое и социально-педагогическое просвещение - приобщение взрослых (сотрудников, преподавателей, родителей) и студентов к социально-психологическим знаниям.
3.2.2. Психологическая и социально-педагогическая профилактика – вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья студентов на всех этапах обучения в колледже.
3.2.3. Психологическая и социально-педагогическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
3.2.4. Социальная и психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития студента, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
3.2.5. Психологическая и социально-педагогическая коррекция – разработка рекомендаций, программ психокоррекционной или развивающей работы со студентами, осуществление этих программ, контроль за их выполнением.
4. Организация деятельности службы
4.1. Оказание первичной социально-психологической помощи участникам образовательного процесса в колледже педагогом-психологом, социальным педагогом и группой специалистов с использованием имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
4.2. Осуществление через педагога-психолога, методиста-координатора по инклюзивному образованию и социального педагога колледжа научно-методического обеспечения деятельности службы научными учреждениями, учебно-методическими кабинетами и центром органов управления образования.
4.3. Рабочее время педагога-психолога и социального педагога службы организуется с учетом норм психологической и социально-педагогической работы.
4.4. Выбор приоритетных направлений, соотношение различных видов деятельности определяется педагогом-психологом и социальным педагогом исходя из потребностей образовательной организации.
4.5. В состав службы социально-психологической поддержки входят: заместитель директора по учебно-производственной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник (фельдшер), методист-координатор по инклюзивному образованию, руководитель и преподаватель физической культуры.
4.6. Деятельность и ответственность специалистов службы социально-психологической поддержки распределяются:
Заместитель директора по учебно-производственной работе:
- организация индивидуальной работы со студентами и учащимися с ограниченными возможностями здоровья, классными руководителями (кураторами) и родителями по профилактике неуспеваемости и отсева; проведение профсоветов и педсоветов.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- привлечение студентов к активной общественной жизни колледжа, реабилитирующая работа с «группой риска»;
- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении;
- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, проживающих в общежитии колледжа.
Педагог-психолог:
- психологическая диагностика, психологическая профилактика (поддержка), психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическое консультирование;
- участвует в осуществлении инклюзивной политики в образовательной организации;
- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении.
Социальный педагог:
- социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое просвещение и информирование, социально-профилактическая и реабилитирующая работа с «группой риска», социально-правовая и социально-педагогическая защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограничениями возможностей здоровья, социальная диагностика;
- участвует в осуществлении инклюзивной политики в образовательной организации;
- создает обстановку психологического комфорта и безопасности личности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- изучает проблемы социального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывает помощь в их преодолении.
Методист-координатор по инклюзивному образованию:
- обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации для успешного включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) и инвалидностью и их родителей в среду образовательной организации, для эффективной инклюзивной деятельности образовательной организации;
- разрабатывать совместно с преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Медицинский работник:
- сохранение (поддержка) соматического и психического здоровья;
- профилактика заболеваний;
- просвещение студентов, родителей, педагогов по вопросам укрепления собственного здоровья.
Руководитель и преподаватель физического воспитания:
- планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в колледже;
- внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания студентов, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки;
- организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования студентов по физической подготовке;
- обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей;
- принимает меры по физической реабилитации студентов, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку;
- организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
4.7. На заседаниях службы осуществляется анализ социально-психологических проблем студентов и запросов преподавателей, обсуждается организация консультационной и социально-психологической поддержки.
4.8. Служба работает в соответствии с заявленными направлениями деятельности каждого члена.
4.9. Каждое заседание начинается с информации о работе, проделанной за период между заседаниями.
5. Обеспечение деятельности Службы
5.1. Деятельность Службы обеспечивается администрацией колледжа, подотчетна директору колледжа.
5.2. Служба работает в тесном контакте с администрацией колледжа, кураторами, классными руководителями групп, мастерами проризводственного обучения, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими колледжу помощь в воспитании и развитии студентов.
5.3 Количество сотрудников службы определяется потребностями и возможностями колледжа.
6. Сотрудники службы социально-психологической поддержки имеют право:
6.1. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями социально-психологических конференций и семинаров; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях, совещаниях и т.д.
6.2. Посещать уроки, практические занятия, внеурочные и внеплановые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью студентов.
6.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией, делать запросы в соответствующие организации и к необходимым специалистам.
6.4. Проводить в колледже групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования по заданию вышестоящих органов.
6.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.
7. Сотрудники психологической службы обязаны:
7.1. Руководствоваться настоящим Положением.
7.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы по плану перед администрацией колледжа или тем, от кого поступил запрос.
7.3. Рассматривать запросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции. В решении всех вопросов исходить из интересов студента.
7.4. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями студентов.
7.5. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
7.6. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.
Положение разработал:
Педагог-психолог К.А. Урусова
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
________________________ ___________________
(Ф.И.О.) (подпись)
2. Юрисконсульт:
________________________ ___________________
(Ф.И.О.) (подпись)